Главная » Статьи » Мои статьи

«Дом Святителя Николая»

Разработка

 практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 10 класса по теме

 

«Дом Святителя Николая». 

 

 

Автор: Погорелова Л.А. 

педагог дополнительного образования.    

 

Тема №10  учебного комплекта «Духовное краеведение Подмосковья»:  «Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь».

 

Цель: Познакомить учащихся с историей Николо-Угрешского монастыря как духовного наследия истории земли русской. 

 

 ОБОРУДОВАНИЕ:

- презентации (техническое оборудование);

- ролик «Николо-Угрешский монастырь»;

 

ПРИГЛАШЁННЫЕ:

  1. Иеродиакон Иов (Чернышев). Кандидат богословия. Преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии;
  2. Учащиеся хоровой школы при Николо-Угрешском монастыре, обучающиеся в МБОУ «Гимназия №4». 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. Москва 2007 год (стр. 146-155).
  2. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». Методическое пособие для учителя. Москва 2006 год (стр. 47-51). 
  3. «Дом Святителя Николая». Москва 2010 год. Автор текста Игумен Иоанн (Рубин).  Главный редактор Епископ Люберецкий Вениамин.
  4. А.Ю.Низовский «Православные храмы и монастыри». Москва «Вече» 2005 год (стр. 147-149). 
  5. Летопись Николо-Угрешского монастыря. 2009 год.

 

Ход урока:

 

Основные понятия: Николо-Угрешский монастырь. Святой Николай Чудотворец. Чудотворная икона. Палестинская стена. Христианское послушание. Преподобный Пимен Угрешский. Страх Божий. Кротость. Смирение. Благонравие. Терпение. Покаяние. Крестный ход. 

(Все основные понятия напечатаны на бумаге в разном цветовом оформлении и прикрепляются к доске рассказчиками по мере беседы о них).

                    

                                         

 

Учитель читает отрывок:

 

«В лето 6889 месяца августа. 

Благоверный великий князь Дмитрий Иванович 

противу пойде безбожнаго князя Мамая. 

И виде некое видение в дебри образ Чудотворца Николы 

никем не держим и на том месте созда монастырь 

во имя святаго Николы  иже зовомы Угры».                                                                                                        

                                                                                     «Хронограф» 1599 года.

 

(Звучит хор «Благослови, душе моя, Господа!» С.В.Рахманинова)

 

Учитель рассказывает на фоне музыки:

 

Дом Святителя Николая – так испокон века называли Николо-Угрешский ставропигиальный мужской общежительный монастырь, древнейшую обитель Московского края, основанную там, где свершилось величайшее откровение – явление чудотворной иконы Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских святому благоверному князю Дмитрию Донскому и его войску. 

 

 

Это было свидетельством заступничества великого Угодника Божия за Русскую землю. 

(музыка заканчивается)

 

Исторические источники рассказывают, что летом 1380 года во время подготовки святого благоверного князя Дмитрия Донского к Куликовской битве он с войском вышел из Москвы и направился на юго-восток, на Куликово поле. Пройдя достаточно, войско расположилось на ночлег на берегу Москвы-реки. Князю было неспокойно: несмотря на то, что от преподобного Сергия Радонежского, было получено благословение на этот поход, оставалась тревога за исход битвы. И князю было дивное видение: над сосной он увидел икону святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого на Руси святого. Рассказав об этом приближенным, он воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» В память того, что сердце его было согрето (по славянски – угреша) радостью от этой вести, князь дал обет Богу основать на месте чудесного явления иконы святителя монастырь.

Со времени  славного видения великому князю Дмитрию, это место получило название Угреши. Возвращаясь домой после Куликовской битвы, совершив на угреше благодарственный молебен, князь Дмитрий Иванович повелел воздвигнуть здесь монастырь, начав со строительства храма в честь святителя Николая. Так был основан новый монастырь, получивший название Николо-Угрешского.

С той поры Угрешский монастырь стал местом почитания святого, особенно любимого русским народом, местом его незримого пребывания. На протяжении веков стекался под омофор Великого Святителя православный люд разного сословия – от простолюдина до Государя всея Руси, - дабы прославить Бога, «дивного во святых Своих».                  

Постепенно монастырь разрастался, сияя внешним благолепием и святостью жизни насельников. Слава его была увековечена в многочисленных памятниках истории и культуры, являющихся бесценным сокровищем духовного наследия Николо-Угрешского монастыря.

 

Постановка учителем перед детьми проблемного вопроса – ситуации нравственного выбора. Как случилось, что святой, живший в III – IV веках в малоазийском городе Миры Ликийские, оказался связанным с историей русской христианской культуры? 

Обратимся к источникам христианской духовной культуры. Все учащиеся заранее разделились на группы, каждая группа выбрала тему для исследования и подготовила по данной теме презентации и краткие рассказы, выслушав которые мы с вами постараемся ответить на этот проблемный вопрос.

 

(Все, предложенные темы для презентаций учащиеся выбирали самостоятельно и заранее.)

 

Вопросы детям: 

  1. Кто же он – Святитель Николай, Чудотворец Мир Ликийский?
  2. Каким чудесным образом его имя связано с нашим городом?
  3. Какие памятники архитектуры на территории монастыря и города свидетельствуют о тех событиях? 
  4. В какие дни календаря православные христиане чтут память святителя Николая Чудотворца? 
  5. Какие праздники церковного календаря являются престольными для нашего монастыря?

 

Презентацию и краткий рассказ на тему 

«Учитель кротости и смирения»

показывает и рассказывает представитель 

первой группы ученица 10-а класса

 Пукман Наталья: 

        « Вера христиан в Бога, искупившего человека Своей Крестной Жертвой, и любовь к Нему не позволяла им огорчать Бога. Это называлось страхом Божиим. Христиане учились терпеть ради Бога скорби, случавшиеся в жизни, приносили покаяние в недостойном поведении, смиряли свои недобрые качества души. Шли они путем, указанным Господом. 

В III веке в Малой Азии разразилось жестокое гонение на христиан. Людей, которые веровали во Христа Спасителя, топили в реках, отдавали на съедение диким зверям, сжигали на кострах. В это время в городе Патары у благочестивых христиан родился сын. Назвали его Николаем. С детства был он послушен родителям, кроток и смиренен. Любил бывать он в храмах Божиих, читать Священное писание, слушать людей благонравных. С годами возрастал Николай в разуме и христианских добродетелях. Стал он священником, и многим людям помогал в житейских невзгодах.

 

 

Однажды некий житель города впал в совершенную нищету. Нечем ему было кормить своих трех дочерей. И решил он продать их нечистым людям. Узнав о бедственном положении несчастного отца, Николай ночью незаметно подошел к его дому и положил на окошко кошелек с золотом. Несчастный отец никак не мог поверить в свое счастье:

- Теперь я могу выдать старшую дочь замуж!

Так он и поступил.

Вскоре святой Николай, столь же тайно, бросил ему в окошко и другой кошелек с золотом. Утром отец, обливаясь слезами, воскликнул:

- Милосердный Боже, искупивший нас Своей Кровью! Теперь ты снова искупаешь меня и дочерей моих золотом неизвестного благотворителя! Укажи мне этого земного ангела, который сохраняет нас, выводит из нищеты, избавляет от порочных умыслов.

Вторую дочь отец тоже выдал замуж, снабдив приданым. Теперь он был твердо уверен, что и третья дочь не останется без помощи. Все ночи проводил он без сна, ожидая прихода тайного благодетеля.

В одну из ночей тихо отворилось окошко, и раздался звон золотых монет. В радостном волнении поспешил отец семейства за удалявшимся в ночи человеком. Когда он догнал его, то узнал в нем священника Николая. Благодарный отец со слезами припал к его ногам:

- Милосердный Господь послал мне тебя!

Подняв с земли плачущего отца, будущий святитель в смирении своем, просил его не рассказывать никому об этом происшествии. 

 

Я расскажу еще одну историю.

 Л. Варламова

"Не плачь, отроковица!"

«Расскажу о чуде, происшедшем в 1958 году. Моей маме тогда была сделана операция. Еще не оправившись от нее, она заболела крупозным воспалением легких. Положение было критическим. Лечащий врач предупредил, что надо готовиться к худшему. Остаться в больнице, чтобы ухаживать за мамой, мне не позволили, пояснив, что сегодня решающая ночь.

Домой я пришла расстроенная, в слезах. Легли мы с сестрой спать. Она уснула, а я лежала с открытыми глазами, плакала и молилась: "Господи, спаси нашу маму, пожалей нас", - ведь кроме нее у нас никого не было. Дверь в комнату я закрыла на ключ.

Не помню, сколько времени прошло, но вижу вдруг, как открывается дверь и входит старичок невысокого роста, с редкими седыми волосами. Одет в белые холщовые штаны и рубашку. Таких старичков я в жизни не видела. Дошаркивает до моей кровати, гладит по голове и говорит: "Не плачь, отроковица. Мать твоя выздоровеет". На моей голове осталось тепло его руки.

Когда он вышел, я очень испугалась, разбудила сестру: "Посмотри: дверь заперта?"-"Конечно, заперта". Едва дождавшись рассвета, я побежала в больницу. Отделение, где лежала мама, находилось на третьем этаже. Я же, дойдя до второго, остановилась в испуге. Стою и плачу. Подходит ко мне женщина и говорит: "Иди, не бойся, кризис миновал. Будет твоя мать жить".

Когда мама стала выздоравливать, я рассказала ей о старичке. Она же мне поведала, что в ту ночь он приходил и к ней. Открылась дверь палаты, вошел старичок и говорит ей: "Что с тобой делать, вдовица, если ты смерти просишь, а не помилования и жизни, чтобы отроковиц вырастить..." "Я, - говорит ему мама, - прошу дать мне жизнь". Старичок исчез.  Слава Богу, выздоровела наша мамочка и дожила до 1991 года.

Когда я рассказывала об этом случае, мне, конечно, не верили, говоря, что это сон. Но это было явью, да и слово "отроковица" я никогда раньше не слышала.»

 

Память святого Николая Чудотворца празднуется православными христианами 19 декабря и 22 мая, для нашего монастыря эти дни – престольный праздник.

 

Вопросы учащимся:

  1. Почему святителя Николая называют учителем кротости и смирения?
  2. Почему христиане называют святителя Николая Чудотворцем? Что такое чудо?
  3. Что помогало святому оказывать чудесную помощь людям?

 

Учитель:

Как один из монастырей-сторожей Москвы, Николо-Угрешский монастырь оборонял подходы к городу с юго-востока. Он не раз подвергался разорению и становился центром военных действий. Но обитель неизменно возрождалась. Труднейшие времена монастырь пережил после революции 1917 года. Обитель была закрыта и с 1920 года в зданиях монастыря в разное время размещались детская колония, гостиница, медицинские и спортивные учреждения, жилье. Но еще ранее, с началом государственных реформ царя Петра I до начала XIX века Николо-Угрешский монастырь находился в сильном упадке. Его возрождение во второй половине XIX века связано с именем его игумена, прославленного как святой преподобный Пимен Угрешский

О нем нам покажет презентацию и расскажет

 представитель второй группы Кузнецов Роман:

 

ПИМЕН УГРЕШСКИЙ

 

 

Пимен (Мясников), Угрешский (1810 - 1880), архимандритпреподобный.

Память 17 августа и в Соборе Московских святых.

В миру Петр Дмитриевич Мясников, родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были люди благочестивые, честные и достаточные и происходили из торгового сословия.

  Когда Петру было лет десять-одиннадцать он принялся за чтение Библии, бывшей в родительском доме. Чтение божественной книги имело на него большое влияние и оставило в уме отрока неизгладимые следы: он охладел ко всему временному и, помышляя более о небесном. нежели о земном, начал думать, как бы ему поступить в монастырь.  Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал себе книгу "Алфавит Духовный" и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира.

 При поступлении своем на Угрешу Петр был совершенный юноша. Он приехал из Вологды в подряснике из толстого черного сукна "оптинского" покроя и в кожаном поясе из тюленя, известных под названием "соловецких" поясов. Такое одеяние показалось очень странным Угрешской братии; много над ним трунили; говорили, что в штатном монастыре так не одеваются; называли его кожухом, однако Петр нисколько этим не обижался и, не обращая внимания на то, что говорят другие, и хорошею ли, дурною ли находят его одежду, продолжал носить свой подрясник, пока он ему годился.

  26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества, как бы предвещая ему, что и его имя в современном монашестве будет чтимо и останется приснопамятным.   

16 октября 1853 года стараниями отца Пимена и при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители в виду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей; Николаевский собор в 1843году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и 1860 году - Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом.

К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч людей - это учреждение и открытие монастырского народного училища.

  Скончался 17 августа 1880 года. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости. Он не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими. Он постоянно прилагал все свое старание, чтобы упрочить вещественное благосостояние Угрешского монастыря. При этом он памятовал свое монашеское звание и потому с великой осторожностью делал каждый шаг, опасаясь подать повод к невыгодному отзыву о монашестве, и с великой осмотрительностью принимал предлагаемое благотворителями.

Он умел требовать и, наказывая строго, любил и утешить человека достойного из братии и умел щедро наградить и поощрить.

 

 

 

 Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению, строго придерживался устава церковного и не дозволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения, которые, однажды установленные, никогда не были изменяемы. Сам он, пока дозволяло ему здоровье, всегда приходил к утрене, начинавшейся в три часа по будням, а в воскресные и в праздничные дни часом или получасом ранее; сам назначал, кому из иеромонахов или иеродиаконов читать:

"Читай просто и внятно, а голосом не виляй; слово божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение; я почитаю это даже за самомнение, будто я могу своим чтением произвести более впечатления, чем смысл того, что Церковь положила читать; слово Божие более подействует, чем наш голос".

После его кончины множество паломников приходило к месту его погребения со своими скорбями и радостями. 

 

Вопросы учащимся:

  1. Кто такой святой?
  2. Отличается ли жизнь святых от жизни обычных людей?
  3. В чем состоит цель жизни христианина?

 

Учитель: Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось в 1991 году.  За это время отреставрировано и восстановлено немало храмов и зданий монастыря. 

Про то, как сейчас выглядит архитектурный комплекс 

расскажет представитель третьей группы

 Гильманова Евгения.

 

(Звучит Московский трезвон)

 

(На доске демонстрируется презентация с видом храмов Николо-Угрешского монастыря)

Архитектурный комплекс Николо-Угрешского монастыря представляет большую ценность как важный памятник духовной культуры, истории и архитектуры:

Спасо-Преображенский собор (1880—1894) – архитектурно-художественный центр монастыря, возведен в русско-византийском стиле с пятью куполами.

Никольский собор (2006) – главная святыня Николо-Угрешского монастыря, ценнейший памятник древнерусской архитектуры.

Храм успения Пресвятой Богородицы (XVIII.)

Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (1854)

Церковь Петра и Павла (1857). Церковь Пимена Угрешского (2002).

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1860)

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в колокольне.

Колокольня (1758—1763, перестроена в 1859 г.)

Часовня Явления образа Николая Чудотворца (1893)- построена в память явления в 1380 году образа святого Николая Чудотворца князю Дмитрию Донскому. 

Часовня «Взыскание Погибших» иконы Божией Матери (2001)

Храм-часовня Страстей Господних (2004)

Больничный корпус. Просфорная

Государевы, патриаршие и игуменские палаты (XVII—XIX)

Братские корпуса. Сторожка. Крепостные стены и башни.

Палестинская, или Иерусалимская стена - была возведена в 1866 году. Она не имеет аналогов в мировой архитектуре. Напоминает о событиях Нового Завета. Стена обращена к дороге, ведущей в монастырь. Ее архитектура изображает город с башнями, теремами, храмами.

Конюшенный корпус. Хозяйственный двор. Фруктовый сад. Святые ворота. Кельи в скиту. Пруд

Первый храм обители – Никольский. Выстроенная в 1380 году по обету великого князя Никольская церковь была деревянной. Но уже в XV веке на территории Николо-Угрешского монастыря был возведен каменный храм. Этот храм – предшественник Никольского собора – погиб в 1521 году при набеге на Москву хана Мехмет-Гирея, когда татары, как говориться в Типографской летописи, «монастырь Святаго Чудотворца Николы на Угреше пожгоша». Разрушенный при набеге собор был восстановлен. В подклети воссозданного Никольского собора сохраняются элементы фундамента алтарной части храма первой трети XVI века.

В 1614 году, когда закончилось Смутное время, Никольский собор был перестроен. Вокруг него появились гульбища – обходные галереи, - сохранившиеся до середины XIX века. На чине обновления храма присутствовал царь Михаил Федорович. XVII век – время расцвета и величия Николо-Угрешского монастыря. Государи из новой династии Романовых, давшие обители статус царского богомолья, щедро украшали Никольский собор. Внутреннее убранство храма блистало особым великолепием. Иконы «Спас на престоле» и «Алексий Человек Божий» были написаны лучшим изографом своего  времени Симоном Ушаковым. Иконостас резной позолоченный в стиле барокко.

 

 

 

В эпоху большевистских гонений на Русскую Православную Церковь Николо-Угрешский монастырь был ликвидирован. В 1928 году в стенах опустевшей обители разместилась детская колония №2 ОГПУ. Никольский собор был приспособлен под склад, а в последствии стены храма разобрали до основания. Так была утрачена главная святыня Николо-Угрешского монастыря, ценнейший памятник древне-русской архитектуры. 

В начале 90-х годов XX века в Преображенском соборе – столярный цех, вместо Никольского храма – металлическая вытяжная труба. Таким увидел Дом Святителя Николая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Угрешу осенью 1990 года. Вскоре для восстановления обители был направлен архимандрит Вениамин (Зарицкий; с 2003 года епископ Люберецкий, викарий Московской епархии).

 

 

В монастыре закипела строительная работа. В апреле 2000 года, когда прокладывалась пешеходная дорожка с северной стороны Преображенского собора, был обнаружен сохранившийся в хорошем состоянии фундамент прежнего Никольского храма. Так было точно определено место расположения древней церкви. Эта находка побудила насельников монастыря и его попечительский совет задуматься о воссоздании главной святыни обители.

К работам по восстановлению Никольского собора приступили в 2004 году. Священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий выразил желание, чтобы храм был воссоздан в чертах архитектуры времен Куликовской битвы и стал памятником великого подвига русского народа. Вот и хотелось бы повторить слова Дмитрия Донского: «Сия вся Угреша сердце мое!»

 

Учитель: Четвертая группа учащихся подробно изучала культовые предметы Никольского собора. Посетив Никольский храм совместно с иеродиаконом Иовом (Чернышевым).

По вопросу   Культовые предметы

 Никольского собора

выступит представитель четвертой группы 

Простомолотов Денис.

(На доске показывается презентация – фото культовых предметов Никольского собора)

«К большому сожалению, практически все значимые культовые предметы были утеряны. Но некоторые все же сохранились Милостью Божией и в данный момент находятся на сохранении в музеях Московского Кремля: 

Крест напрестольный. Вклад царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета. 1623 г.. 

«Святитель Николай в житии». Икона XVII века. 

Потир XVII век. 

«Святитель Николай Чудотворец». Миниатюра XVII век. 

Иконы, пожалованные обители Государем Иоанном Васильевичем Грозным «Спас на Убрусе» и «Не рыдай Мене Мати», «Святитель Николай оплечный» - эти иконы хранятся в Московском государственном объединенном музее-заповеднике, а в воссозданном соборе представлены их копии. 

В 2007 году в Никольский храм вернулась икона Божией Матери «Влахернская». Москва 1706 г.. Новое украшение к образу Пресвятой Богородицы было выполнено в 2007 году. 

 

 

Учитель: А сейчас мы попросим наших гостей исполнить Тропарь.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Что показалось наиболее интересным?
  3. Ответить на вопрос: жизнь какого благочестивого человека, христианина была связана с жизнью преподобного Пимена Угрешского? 
Категория: Мои статьи | Добавил: vetas- (06.01.2014)
Просмотров: 2204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Конструктор сайтов - uCoz
Copyright MyCorp © 2024