Разработка урока по МХК
День гнева («Dies irae»)
Музыка 1. В. А. Моцарт «Реквием». «Dies irae» Секвенция III часть(1791г.)
Для начала необходимо выяснить, когда эта музыка могла быть написана, по-возможности, кто автор. Чей гнев имеется в виду? Бога?
Нет.
Пик разрушения, «воронка», которой заканчиваются «круги ада»- это катастрофа, беда, болезнь. Именно такое состояние передает третья часть - «Dies irae»(День гнева), написанная под впечатлением мыслей: «Час пробил. Я должен умереть. Никому не дано изменить предначертанного судьбой».
Музыка 2. Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония» (1830г). «Сон в ночь шабаша» V часть.
Прежде, чем мы приступим к обсуждению очередного музыкального фрагмента, мне необходимо обратить внимание учащихся на тему католической секвенции «Dies irae», по возможности сыграть на любом доступном инструменте и пояснить её значение и символику в католическом богослужении.
Итак, «Сон в ночь шабаша» - тема католической секвенции «Dies irae» в данном произведении служит для характеристики «бесовской силы». Сгущенные краски передают ненависть и отвращение героя к отрицательным сторонам жизни. Автор видит себя на шабаше, посреди страшной толпы теней, колдунов, собравшихся на его похороны. И вот она, которую якобы он убил идет на шабаш и присоединяется к дьявольской оргии, хороводу сатаны.
Перед прослушиванием следующего музыкального фрагмента мы не станем оглашать ни названия произведения, ни имени его автора; просто послушаем музыку.
Музыка 3. Дж. Верди «Реквием» (1874г.) «Dies irae» («День гнева») II часть.
«Да это же Моцарт, реквием!!!» - услышим мы. Вот здесь и развернется дискуссия в которой необходимо будет выяснить время создания, автора, жанр и что заставило композитора написать это великое произведение.
Гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, поэта и писателя Алессандро Мандзони, которого Верди любил и преклонялся перед ним. Верди создает впечатляющие сцены страданий и борьбы с грозными враждебными силам.
Музыка 4. С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»(1934 г.) 7,8,9,10 вариации
Здесь, в качестве единственной улики, мы сможем распознать лишь знакомую нам мелодию католической секвенции «Dies irae», а также услышим трансформированную мелодию каприса Паганини №24 a-moll. Поэтому необходимо более подробно донести до учащихся информацию об этом произведении, исторические факты из жизни Сергея Рахманинова. О влиянии американской культуры на его творчество.
Рахманинов словно возводит мост историко-смысловой преемственности от древнего «монастырского» облика Dies irae (VII вариация - стилевая модель знаменного распева) - к современным интонациям (X вариация, где тема «Dies irae» изложена в ритмоформуле свинга).
Такие существенные особенности драматургии Рапсодии, как полистилистика, свободная игра стилевыми моделями, освоение интеркультурного информационного пространства (от знаменного распева - к джазу, от обыгрывания индивидуальных стилевых свойств - к их "снижающему" опосредованию "виртуозным" стилем), сплав древнего и повседневного, высокого и низкого, множественность стилевых аллюзий, самоирония, «смещение» позитивного образного центра в прошлое а также тенденция к упрощению фактурного и структурного мышления Рахманинова - все эти черты приближают рапсодию к значительно более поздним проявлениям музыкальной культуры XX века - к искусству А. Шнитке, С. Губайдулиной, Вл. Золотарева.
В адрес чего направлена ирония Рахманинова и с какой целью используются именно эти стилевые источники? Понять это поможет как источник темы произведения, так и "санкционированное" автором его программное истолкование - балетное либретто, созданное для спектакля Фокина "Паганини". Напомним его вкратце: первая часть - сговор Паганини с нечистой силой; вторая часть - "появление женщины" и "духовный мир Паганини", "Паганини наедине с собой - его скрипка поёт о Прекрасном"; третья часть - мастерство Паганини-исполнителя, приобретённое у сил ада, и окончательная победа этих сил над Паганини.
Музыка 5. Вл. Золотарев «Соната №3 для баяна. (1970 г.) Финал
В кульминации финала мы вновь услышим католическую секвенцию «Dies irae» которая выступает как ёмкая формула негативных образов, безудержный натиск, вакханалия сил зла, фантастическая ирреальность, в которой находилась душа композитора. Композитор открыл целый ряд образных пластов, неизвестных в данной области искусства: отрешенности и рефлексии, глубокого траура и скорби.
В баянной музыке 70-х годов новым словом стала также концентрированность образов, убедительность концепции подчеркивается искусными коллажными вкраплениями. Цитата из секстета "Просветленная ночь" А. Шенберга в коде той же части, напротив, словно сосредотачивает лирические настроения, создает просветленность катарсиса. Семантика цитируемого материала возвышена Вл. Золотаревым. Если у Шенберга этот эпизод имеет "проходное" значение, то автор баянной сонаты придал ему особую драматургическую значимость. Лирический коллаж из музыки А. Шенберга принимает на себя функцию вывода, достигнутого в напряженной борьбе.
Список используемой литературы:
- Аберт Герман. В. А. Моцарт.
- Михеева Л. Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием, К 626.
- Кенигсберг А. Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония»
http://www.belcanto.ru/
- Кенигсберг А. Дж. Верди Реквием. Op.14
http://www.belcanto.ru/
5. Асафьев Б. С.В. Рахманинов// Воспоминания о Рахманинове.
- Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова.
- Липс Ф. «Кажется, это было вчера»
- Инна Клаузе «Золотарев Вячеслав Андреевич».
http://www.goldaccordion.com/composers
Погорелов В.В. - педагог дополнительного образования Гимназии№4
Источник: http://vetasfolkru.ucoz.ru/publ/0-0-0-9-13 |