Главная » Статьи » Мои статьи

День гнева («Dies irae»)

    Разработка урока по МХК 


День гнева («Dies irae»)


Музыка 1. В. А. Моцарт «Реквием». «Dies irae» Секвенция III часть(1791г.)

Для начала необходимо выяснить, когда эта музыка могла быть написана, по-возможности, кто автор. Чей гнев имеется в виду? Бога? 

Нет.

Пик разрушения, «воронка», которой заканчиваются «круги ада»- это катастрофа, беда, болезнь. Именно такое состояние передает третья часть -  «Dies irae»(День гнева), написанная под впечатлением  мыслей: «Час пробил. Я должен умереть.  Никому не дано изменить предначертанного судьбой».

  

Музыка 2. Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония» (1830г). «Сон в ночь шабаша»  V часть.  

Прежде, чем мы приступим к обсуждению очередного музыкального фрагмента, мне необходимо обратить внимание учащихся на тему католической секвенции «Dies irae», по возможности сыграть на любом доступном инструменте и пояснить её значение и символику в католическом богослужении. 

Итак, «Сон в ночь шабаша» - тема католической секвенции «Dies irae» в данном произведении служит для характеристики «бесовской силы». Сгущенные краски передают ненависть и отвращение героя к отрицательным сторонам жизни. Автор видит себя на шабаше, посреди страшной толпы теней, колдунов, собравшихся на его похороны. И вот она, которую якобы он убил идет на шабаш и присоединяется к дьявольской оргии, хороводу сатаны.

 

Перед прослушиванием следующего музыкального фрагмента мы не станем оглашать ни названия произведения, ни имени его автора; просто послушаем музыку.


Музыка 3. Дж. Верди «Реквием» (1874г.) «Dies irae» («День гнева») II часть.

«Да это же Моцарт, реквием!!!» - услышим мы. Вот здесь и развернется дискуссия в которой необходимо будет выяснить время создания, автора, жанр и что заставило композитора написать это великое произведение.

Гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, поэта и писателя Алессандро Мандзони, которого Верди любил и преклонялся перед ним. Верди создает впечатляющие сцены страданий и борьбы с грозными враждебными силам.


Музыка 4. С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»(1934 г.) 7,8,9,10 вариации

 

Здесь, в качестве единственной улики, мы сможем распознать лишь знакомую нам мелодию католической секвенции «Dies irae», а также услышим трансформированную мелодию каприса Паганини №24 a-moll. Поэтому необходимо более подробно донести до учащихся информацию об этом произведении, исторические факты из жизни Сергея Рахманинова. О влиянии американской культуры на его творчество.

Рахманинов словно возводит мост историко-смысловой преемственности от древнего «монастырского» облика Dies irae (VII вариация - стилевая модель знаменного распева) - к современным интонациям (X вариация, где тема «Dies irae» изложена в ритмоформуле свинга).

Такие существенные особенности драматургии Рапсодии, как полистилистика, свободная игра стилевыми моделями, освоение интеркультурного информационного пространства (от знаменного распева - к джазу, от обыгрывания индивидуальных стилевых свойств - к их "снижающему" опосредованию "виртуозным" стилем), сплав древнего и повседневного, высокого и низкого, множественность стилевых аллюзий, самоирония, «смещение» позитивного образного центра в прошлое а также тенденция к упрощению фактурного и структурного мышления Рахманинова - все эти черты приближают рапсодию к значительно более поздним проявлениям музыкальной культуры XX века - к искусству А. Шнитке, С. Губайдулиной, Вл. Золотарева. 

В адрес чего направлена ирония Рахманинова и с какой целью используются именно эти стилевые источники? Понять это поможет как источник темы произведения, так и "санкционированное" автором его программное истолкование - балетное либретто, созданное для спектакля Фокина "Паганини". Напомним его вкратце: первая часть - сговор Паганини с нечистой силой; вторая часть - "появление женщины" и "духовный мир Паганини", "Паганини наедине с собой - его скрипка поёт о Прекрасном"; третья часть - мастерство Паганини-исполнителя, приобретённое у сил ада, и окончательная победа этих сил над Паганини. 



Музыка 5. Вл. Золотарев «Соната №3 для баяна. (1970 г.) Финал


В кульминации финала мы вновь услышим католическую секвенцию «Dies irae» которая выступает как ёмкая формула негативных образов, безудержный натиск, вакханалия сил зла, фантастическая ирреальность, в которой находилась душа композитора. Композитор открыл целый ряд образных пластов, неизвестных в данной области искусства: отрешенности и рефлексии, глубокого траура и скорби.

В баянной музыке 70-х годов новым словом стала также концентрированность образов, убедительность концепции подчеркивается искусными коллажными вкраплениями. Цитата из секстета "Просветленная ночь" А. Шенберга в коде той же части, напротив, словно сосредотачивает лирические настроения, создает просветленность катарсиса. Семантика цитируемого материала возвышена Вл. Золотаревым. Если у Шенберга этот эпизод имеет "проходное" значение, то автор баянной сонаты придал ему особую драматургическую значимость. Лирический коллаж из музыки А. Шенберга принимает на себя функцию вывода, достигнутого в напряженной борьбе.  

  





Список используемой литературы:


  1. Аберт Герман. В. А. Моцарт.
  2. Михеева Л. Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием, К 626.
  3. Кенигсберг А. Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония» 

     http://www.belcanto.ru/

  1. Кенигсберг А. Дж. Верди Реквием. Op.14

     http://www.belcanto.ru/

5. Асафьев Б.  С.В. Рахманинов// Воспоминания о Рахманинове.

  1. Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова.
  2. Липс Ф. «Кажется, это было вчера»
  3. Инна Клаузе «Золотарев Вячеслав Андреевич».

    http://www.goldaccordion.com/composers





Погорелов В.В. - педагог дополнительного образования Гимназии№4




Источник: http://vetasfolkru.ucoz.ru/publ/0-0-0-9-13
Категория: Мои статьи | Добавил: vetas- (12.02.2012) | Автор: Виталий Погорелов E W
Просмотров: 2570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Конструктор сайтов - uCoz
Copyright MyCorp © 2024