Методический доклад педагога дополнительного образования
Погорелова В.В. на тему: «Адаптация обрядового фольклора
в работе со школьниками».
«Уважение к минувшему -
вот черта, отличающая
образованность от дикости».
А.С.Пушкин
Мир народных традиций - это мир чудесных легенд и поверий, мифов и преданий, праздников и обрядов. Обращение к фольклору помогает духовному развитию детей, воспитанию их художественного вкуса, расширяет кругозор. Изучение народного творчества, несомненно, содержит и воспитательный аспект.
В последнее время в школьные программы все чаще стали включать изучение народного творчества. Отсюда приходит осознание необходимости более широкого знакомства с фольклором. Фольклор самоценен: обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его культуру, историю. Помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие.
Сегодня остается дискуссионным вопрос о достаточно распространенном в современном образовании методе «погружения» детей в архаичные формы народной жизни, «проживания» старинных народных праздников и обрядов. Поскольку в нашей гимназии народная культура ведется только в начальных классах, то такое «погружение» я считаю преждевременным. Обрядовые праздничные действа должны быть адаптированы и доступны детям. Кроме того, нельзя забывать, что городская среда выработала у детей свои формы общения, где не всегда уместны и понятны для городского ребенка крестьянские обычаи и обряды. Исходя из данной ситуации, главным в нашей работе остается необходимость увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя, дать возможность почувствовать, что в фольклорном наследии не только мудрость, но и сила народа.
В изучении обрядового фольклора есть определенная цель:
Освоение и осмысление учащимися нравственных и эстетических ценностей народа.
При этом выдвигаются следующие задачи:
формирование знаний о народном мировозрении на природу,
общество, семью;
развитие навыков изображения художественных образов в различных видах народного творчества;
развитие умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;
формирование навыков общения детей в коллективной творческой деятельности.
Чтобы воспринять богатство обрядового фольклора, надо знать, прежде всего, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня и т.д. Как правило, данная тема не совсем понятна школьникам, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы максимально приблизить ее, сделать интересной для учащихся.
При изучении обрядового фольклора дети сталкиваются и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке. Все эти трудности преодолеваются при помощи предварительных объяснений и комментариев. Ребята также могут сами постараться найти смысл не совсем понятного на первый взгляд слова. Подыскиваются сначала однокоренные слова, затем объясняется их смысл и значение и, в результате, многие учащиеся отвечают, какое же
значение имеет «сложное» слово.
Пример: слово «страда». Сначала детям надо пояснить, что означает период страды - это время уборки урожая от покоса до сбора хлеба, т.е. с июля по сентябрь. Далее задается вопрос: «А сложно было собрать урожай, когда вся полевая работа выполнялась в ручную?» Дети как правило дают однозначный ответ, что да - сложно. Так почему же этот период называли не уборкой урожая, а «страдой»? Какое знакомое слово спрятано в этом старинном слове? Самый популярный ответ - это «страдания», поэтому учитель сразу поясняет, что и слово «страдания» и слово «страда» родственные, они происходят от того слова, которое мы ищем. Результатом звукового сравнения находим правильный ответ - это слово «труд»! В этот календарный период крестьянину приходилось трудиться с рассвета до заката, не покладая рук, иначе можно упустить время и навлечь голод. Учащиеся быстро находят еще одно знакомое и родственное слово - «трудно».
Для изучения обрядового фольклора можно выбрать два комплекса обрядов: календарный и из семейных - свадебный.
Одна из центральных тем - это, конечно же, знакомство с календарем и календарными обрядами. Во-первых, календарь - это жизнь, где многое сохранилось и соблюдается до наших дней. Во-вторых, в календарных обрядах существует масса моментов, где дети играли важную роль, а значит изучение этих обрядов им наиболее понятно, скажем так - по возрасту. В-третьих, подавляющее большинство учеников ездит в деревни, а там общение с людьми разных поколений дает определенный багаж знаний. Возвращаясь в городскую среду, эти знания блокируются за ненадобностью, но стоит дать небольшой толчок, как они наперебой говорят: «а я знаю», «а я видел», «а мне бабушка рассказывала». Самый приятный момент, конечно же: «А я участвовал!» Есть и обратная связь. Получая на уроках определенный набор знаний, дети, уезжая в деревню, стараются эти знания так сказать «проверить», подтвердить. Объектом для изучения становятся бабушки, прабабушки, а также вся обстановка деревенского быта. Они вдруг начинают замечать, что колядующие - это не какие-то странные дяди и тети, а ряженые, совершающие древний обряд. Они уже не задают бабушке вопрос: «А зачем ты весь дом в траву нарядила?», они знают - что это Троица.
Возвращаясь к самому процессу обучения, для того, чтобы как можно чаще налаживалась такая связь времен, хочу отметить очень важный момент: все услышанное детьми на уроке должно быть систематизировано и, хотя бы кратко записано. У людей, как известно, развиты разные виды памяти: слуховая, зрительная, мышечная... Дети тоже люди, поэтому воздействуем на них всяко: слушаем, записываем, разглядываем, двигаемся, пытаемся создать обстановку общения старины и т.д.
Например: при изучении календарных обрядов можно нарисовать круг, символизирующий годовой цикл и отмечать на нем по ходу рассказа народные праздники, обряды, фольклорные жанры им соответствующие.
Пример:
Структуру свадебного обряда, который, несомненно, сложнее многих календарных, можно зарисовать в виде прямой линии, на которой будут отмечены важнейшие этапы свадьбы:
- «Предсвадебный сговор». Это сватовство и рукобитие, имеющее
некоторый торговый характер происходящих действий (сваты -
купцы, ищущие товар).
- Канун свадьбы. Девичник и баня, со множеством оберегающих,
магических действий.
- Утро свадьбы. Подготовка жениха и, особенно, невесты. Приезд
жениха в дом невесты.
- Венчание. Обязательно после родительского благословения.
- Обряд повивания. Расплетение косы на две.
- Свадебный пир. Длящийся иногда несколько дней.
Особое внимание следует уделить традиции причитаний на свадьбе, почему она воспринималась женщиной так трагически. Все пояснениядолжны быть в рамках понимания детей. Пример:
Рассказывая о каждом обряде удобно опираться на два пласта — языческий и христианский. Дети с первого класса четко себе представляют, что наша жизнь совмещает три календаря: народный, церковный и гражданский, то есть современный, что, изучая народную культуру, надо опираться на первые два календаря: народный и церковный.
Например, когда речь идет о святках, Рождестве, нужно отметить, что название праздника христианское. Церковь очень торжественно отмечает рождение Иисуса Христа, сюда относится обычай «славить Христа», нося звезду на высоком шесте, символизирующем Вифлиемскую звезду.
С другой стороны, группа обрядов связана с языческими представлениями. Ведь до того, как родился Иисус Христос, люди верили во множество богов, и мир в их сознании был поделен на две части «свое» и «чужое», «посюстороннее» и «потустороннее», «чистое» и «нечистое». По этому признаку членилось и пространство и время. Всякий рубеж считался «нечистым», будь то межа, река, дорога, порог, полдень, полночь и т.д. Как раз на такой рубежный период года и приходятся Святки. А значит Святки - это опасное время, когда потусторонний мир приближается к человеку, это время разгула нечистой силы. Именно поэтому в этот период так распространено ряжение, то есть скрывание маской лица.
Занятие это считалось бесовским, поэтому после окончания святок, во время водоосвящения на Богоявление грех этот нужно было смывать в проруби. Вот приблизительно так я объясняю каждый обряд.
Предлагаемая форма рассказа - по двум «пластам» календаря позволяет системно организовать материал, сделать его более доступным для восприятия, а опорные записи помогут лучше запомнить услышанное.
Обрядовый фольклор - это синтез различных видов народного коллективного творчества. А проведение народных праздников, должно являться продолжением изучаемой теории на занятиях. Творческая деятельность помогает детям проявить инициативность и свой потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их на практике в коллективном творчестве, насколько это возможно в городских условиях. Участие в обрядовом действе приносит учащимся только пользу, так как включает в себя живое слово, песни, ритм, движение, форму, костюм и т.д. Одним словом, дети участвуют в различных видах народного творчества.
Формы проведения обрядовых праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям и всем образовательным учреждением, в помещении и на улице.
В нашей гимназии регулярно проходят мероприятия, посвященные народным праздникам и гуляниям. Конечно же, в первую очередь самые популярные и доступные детям: «Святки», «Масленица», «Встреча весны», «Пасха» (традиция катания пасхальных яиц и росписи: крашенки и писанки), «Троица», «Свадебный обряд» (фрагменты, доступные детскому пониманию). Дважды мы объединяли все праздники в единый сценарий «Круглый год», где каждый праздник, конечно же, представлен лишь некоторым эпизодом, не так широко, как в отдельном сценарии. Но объединение народных праздников вместе дает более полное представление о народных празднованиях, их чередовании в календарном круге.
-4-
Источник: http://vetasfolkru.ucoz.ru/publ/0-0-0-8-13 |