Главная » Статьи » Мои статьи

Адаптация обрядового фольклора

 

Методический доклад педагога дополнительного образования

                Погорелова В.В. на тему: «Адаптация обрядового фольклора

                                                                          в работе со школьниками».

 

«Уважение к минувшему -

                                                                                                вот черта, отличающая

      образованность от дикости».

А.С.Пушкин

Мир народных традиций - это мир чудесных легенд и поверий, мифов и преданий, праздников и обрядов. Обращение к фольклору помогает духовному развитию детей, воспитанию их художественного вкуса, расширяет кругозор. Изучение народного творчества, несомненно, содержит и воспитательный аспект.

В последнее время в школьные программы все чаще стали включать изучение народного творчества. Отсюда приходит осознание необходимости более широкого знакомства с фольклором. Фольклор самоценен: обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его культуру, историю. Помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие.

Сегодня остается дискуссионным вопрос о достаточно распространенном в современном образовании методе «погружения» детей в архаичные формы народной жизни, «проживания» старинных народных праздников и обрядов. Поскольку в нашей гимназии народная культура ведется только в начальных классах, то такое «погружение» я считаю преждевременным. Обрядовые праздничные действа должны быть адаптированы и доступны детям. Кроме того, нельзя забывать, что городская среда выработала у детей свои формы общения, где не всегда уместны и понятны для городского ребенка крестьянские обычаи и обряды. Исходя из данной ситуации, главным в нашей работе остается необходимость увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя, дать возможность почувствовать, что в фольклорном наследии не только мудрость, но и сила народа.

В изучении обрядового фольклора есть определенная цель:

 

Освоение  и  осмысление  учащимися  нравственных  и   эстетических ценностей народа.

При этом выдвигаются следующие задачи:

 

      формирование знаний о народном мировозрении на природу,

общество, семью;

       развитие навыков изображения художественных образов в различных видах народного творчества;
      развитие      умения       анализировать,       сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;
     формирование  навыков  общения   детей  в  коллективной творческой деятельности.

 

Чтобы воспринять богатство обрядового фольклора, надо знать, прежде всего, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня и т.д. Как правило, данная тема не совсем понятна школьникам, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы максимально приблизить ее, сделать интересной для учащихся.

При изучении обрядового фольклора дети сталкиваются и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке. Все эти трудности преодолеваются при помощи предварительных объяснений и комментариев. Ребята также могут сами постараться найти смысл не совсем понятного на первый взгляд слова. Подыскиваются сначала однокоренные слова, затем объясняется их смысл и значение и, в результате, многие учащиеся отвечают, какое же
значение имеет «сложное» слово.

 Пример: слово «страда». Сначала детям надо пояснить, что означает период страды - это время уборки урожая от покоса до сбора хлеба, т.е. с июля по сентябрь. Далее задается вопрос: «А сложно было собрать урожай, когда вся полевая работа выполнялась в ручную?» Дети как правило дают однозначный ответ, что да - сложно. Так почему же этот период называли не уборкой урожая, а «страдой»? Какое знакомое слово спрятано в этом старинном слове? Самый популярный ответ - это «страдания», поэтому учитель сразу поясняет, что и слово «страдания» и слово «страда» родственные, они происходят от того слова, которое мы ищем. Результатом звукового сравнения находим правильный ответ - это слово «труд»! В этот календарный период крестьянину приходилось трудиться с рассвета до заката, не покладая рук, иначе можно упустить время и навлечь голод. Учащиеся быстро находят еще одно знакомое и родственное слово - «трудно». 

Для изучения обрядового фольклора можно выбрать два комплекса обрядов: календарный и из семейных - свадебный.

Одна из центральных тем - это, конечно же, знакомство с календарем и календарными обрядами. Во-первых, календарь - это жизнь, где многое сохранилось и соблюдается до наших дней. Во-вторых, в календарных обрядах существует масса моментов, где дети играли важную роль, а значит изучение этих обрядов им наиболее понятно, скажем так - по возрасту. В-третьих, подавляющее большинство учеников ездит в деревни, а там общение с людьми разных поколений дает определенный багаж знаний. Возвращаясь в городскую среду, эти знания блокируются за ненадобностью, но стоит дать небольшой толчок, как они наперебой говорят:  «а я знаю», «а я видел», «а мне бабушка рассказывала». Самый приятный момент, конечно же: «А я участвовал!» Есть и обратная связь. Получая на уроках определенный набор знаний, дети, уезжая в деревню, стараются эти знания так сказать «проверить», подтвердить. Объектом для изучения становятся бабушки, прабабушки, а также вся обстановка деревенского быта. Они вдруг начинают замечать, что колядующие - это не какие-то странные дяди и тети, а ряженые, совершающие древний обряд. Они уже не задают бабушке вопрос: «А зачем ты весь дом в траву нарядила?», они знают - что это Троица.

Возвращаясь к самому процессу обучения, для того, чтобы как можно чаще налаживалась такая связь времен, хочу отметить очень важный момент: все услышанное детьми на уроке должно быть систематизировано и, хотя бы кратко записано. У людей, как известно, развиты разные виды памяти: слуховая, зрительная, мышечная... Дети тоже люди, поэтому воздействуем на них всяко: слушаем, записываем, разглядываем, двигаемся, пытаемся создать обстановку общения старины и т.д.

Например: при изучении календарных обрядов можно нарисовать круг, символизирующий годовой цикл и отмечать на нем по ходу рассказа народные праздники, обряды, фольклорные жанры им соответствующие.
Пример:

Структуру свадебного обряда, который, несомненно, сложнее многих календарных, можно зарисовать в виде прямой линии, на которой будут отмечены важнейшие этапы свадьбы:

  1. «Предсвадебный сговор». Это сватовство и рукобитие, имеющее
    некоторый торговый  характер происходящих действий (сваты -
    купцы, ищущие товар).
  2. Канун свадьбы. Девичник и баня, со множеством оберегающих,
    магических действий.
  3. Утро свадьбы. Подготовка жениха и, особенно, невесты. Приезд
    жениха в дом невесты.
  4. Венчание. Обязательно после родительского благословения.
  5. Обряд повивания. Расплетение косы на две.
  6. Свадебный пир. Длящийся иногда несколько дней.                                                                                                                                          
          Особое внимание следует уделить традиции причитаний на свадьбе, почему она воспринималась женщиной так трагически. Все пояснениядолжны быть в рамках понимания детей. Пример:
           Рассказывая о каждом обряде удобно опираться на два пласта — языческий и христианский. Дети с первого класса четко себе представляют, что наша жизнь совмещает три календаря: народный, церковный и гражданский, то есть современный, что, изучая народную культуру, надо опираться на первые два календаря: народный и церковный.

Например, когда речь идет о святках, Рождестве, нужно отметить, что название праздника христианское. Церковь очень торжественно отмечает рождение Иисуса Христа, сюда относится обычай «славить Христа», нося звезду на высоком шесте, символизирующем Вифлиемскую звезду. 

С другой стороны, группа обрядов связана с языческими представлениями. Ведь до того, как родился Иисус Христос, люди верили во множество богов, и мир в их сознании был поделен на две части «свое» и «чужое», «посюстороннее» и «потустороннее», «чистое» и «нечистое». По этому признаку членилось и пространство и время. Всякий рубеж считался «нечистым», будь то межа, река, дорога, порог, полдень, полночь и т.д. Как раз на такой рубежный период года и приходятся Святки. А значит Святки - это опасное время, когда потусторонний мир приближается к человеку, это время разгула нечистой силы. Именно поэтому в этот период так распространено ряжение, то есть скрывание маской лица.

Занятие это считалось бесовским, поэтому после окончания святок, во время водоосвящения на Богоявление грех этот нужно было смывать в проруби. Вот приблизительно так я объясняю каждый обряд.

Предлагаемая   форма   рассказа  -  по   двум   «пластам»   календаря позволяет системно организовать материал, сделать его более доступным для восприятия, а опорные записи помогут лучше запомнить услышанное.

Обрядовый фольклор - это синтез различных видов народного коллективного творчества. А проведение народных праздников, должно являться продолжением изучаемой теории на занятиях. Творческая деятельность помогает детям проявить инициативность и свой потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их на практике в коллективном творчестве, насколько это возможно в городских условиях. Участие в обрядовом действе приносит учащимся только пользу, так как включает в себя живое слово, песни, ритм, движение, форму, костюм и т.д. Одним словом, дети участвуют в различных видах народного творчества.

Формы проведения обрядовых праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям и всем образовательным учреждением, в помещении и на улице. 

В нашей гимназии регулярно проходят мероприятия, посвященные народным праздникам и гуляниям. Конечно же, в первую очередь самые популярные и доступные детям: «Святки», «Масленица», «Встреча весны»,   «Пасха» (традиция катания пасхальных яиц и росписи: крашенки и писанки), «Троица», «Свадебный обряд» (фрагменты, доступные детскому пониманию). Дважды мы объединяли все праздники в единый сценарий «Круглый год», где каждый праздник, конечно же, представлен лишь некоторым эпизодом, не так широко, как в отдельном сценарии. Но объединение народных праздников вместе дает более полное представление о народных празднованиях, их чередовании в календарном круге.

 

 

-4-

 

 

 



Источник: http://vetasfolkru.ucoz.ru/publ/0-0-0-8-13
Категория: Мои статьи | Добавил: vetas- (10.02.2012) | Автор: Виталий Погорелов E W
Просмотров: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Конструктор сайтов - uCoz
Copyright MyCorp © 2024